Написать
о
грехе,
да
еще
с
иллюстрациями, -
дело
необычное.
Будут
ли
картинки
достаточно
убедительными?
Грех
и
вина
на
языке
Библии
являются
символами
погубленной
жизни.
Люди
наших
дней
думают
обычно
образно.
Может
быть,
как
раз
такая
форма
изложения,
на
первый
взгляд,
не
совсем
серьезная,
заставит
читателя
задуматься?
Грех -
тема
неприятная,
и
говорить
о
грехе
следует
тактично.
Однако
когда
речь
идет
о
жизни
и
смерти,
нужно
действовать
решительно
и
смело.
Спасительное
вмешательство
болезненно,
но
необходимо.
Именно
о
таком
вмешательстве
и
пойдет
речь.
Определение
вины -
дело
Божье.
Бог
указывает человеку
на
его
вину
и
желает
простить
грешника.
Яркий
контраст -
черное
пятно
на
красном
фоне.
Может
быть,
это
пятно
на
совести
человека,
считающего
себя
безгрешным?
Контраст
между
тем,
чем бы
мы
хотели
быть,
и
тем,
чем
мы
являемся
в
результате
наших
поступков,
чрезвычайно
велик...
Когда
речь
идет
о
лечении,
необходим
точный диагноз.
Недооценка
серьезности
заболевания
опасна.
Совершенно
конкретные
„средства"
могут
помочь „вывести
пятно"
или
избежать
загрязнения:
это
самоконтроль,
самовоспитание
и
укрепление
воли.
Но
все наши
старания
обречены
на
неудачу,
если
мы
живем без
Бога.
Мы
тем
самым
как
бы
лишаем
Бога
права собственности
на
нашу
жизнь.
Но,
удостоившись
дара
жизни
от
Бога,
мы
обязаны
Ему
и
людям
именно тем,
чем
и
должна
быть
наша
жизнь, -
любовью.
Многие
не
чувствуют
себя
виновными,
для
них вина -
лишь
относительная
моральная
категория.
Но грех
и
вина -
это
не
столько
наши
отдельные
проступки,
сколько
наш
бунт
против
Бога.
Каждый
в некотором
роде
мятежник,
этим-то
и
объясняется наличие
черных
пятен
в
человеческой
жизни.
Существует
много
возможностей
реагировать
на вину.
Следующие
картинки
демонстрируют
нам
некоторые
из
них.
Вот
оно
опять -
черное
пятно.
Сокрытое,
оно
напоминает
нарыв,
свидетельствующий
об
инфекции.
Но
как
назвать
вину
своим
именем?
Чувство
вины
свойственно
каждому
человеку.
Кто не
совершает
ошибок?!
Однако
теоретическое
признание
вины -
не
выход
из
положения.
У
нас
нет желания
называть
свою
вину,
наоборот,
мы
стремимся
скрыть
ее.
Бог
же
называет
вину
своим
именем.
Грех
проявляется
во
лжи,
в
ненависти,
равнодушии,
гордости,
заботах,
лицемерии...
Изображенное
здесь
имеет
к
нам
прямое
отношение.
Черное
можно
сделать
белым!
Все
зависит
от точки
зрения
человека.
Назовем
тот
старый
случай мимолетным
флиртом
или
ошибкой
юности,
и
все
будет
выглядеть
не
так
уж
и
страшно.
Или
окунем кисть
в
банку
с
краской
„наследственность" -
и
дело предстанет
в
совершенно
ином
свете.
Почему,
казалось
бы,
нам
непозволительно
то,
что позволяли
себе
наши
предки?
Грехи
отцов
всегда рассматривались
как
приемлемое
оправдание
проступкам
детей.
Мы
имеем
довольно
богатый
опыт
в этом
отношении.
Нечто
очень
тяжелое
прячет
человек
за
стену.
Лицо
его
угрюмо.
Нелегкий
это
труд.
Сколько
жизненных
сил
тратится
нами
на
сокрытие
нашей
вины?
Отсутствие
внимательности,
недостаток
времени
и сил
часто
являются
результатом
изнеможения
от такой
работы.
Или
это
страх
на
его
лице?
Испуганный
взгляд
в сторону -
не
заметил
ли
кто?
Досадно,
когда
то,
что мы
пытались
скрыть,
вдруг
предстает
на
всеобщее обозрение.
Всеми
средствами
это
нужно
предотвратить!
Чего
только
не
сделает
человек
ради
сохранения
своей
репутации!
Сейчас
он
стряхнет
с
ладоней
пыль
и
облегченно вздохнет:
порядок!
Вскоре
все
будет
забыто.
Это дело
удалось
скрыть.
„Время
лечит
раны", -
думает он...
Психологи
называют
это
явление
„вытеснением",
Библия
же -
самообманом.„Говоря,
что
не
имеем
греха,
обманываем
самих
себя".
На
деле
наше подсознание -
бездонная
яма.
В
нее
можно
многое набросать.
Достаточно
натренировавшись,
можно даже
научиться
забывать
собственные
грехи.
Но „вытесненная"
и
забытая
вина -
не
есть
вина
прощенная,
искупленная...
Она
вновь
всплывает
на
поверхность,
или,
иначе,
выкатывается
назад.
Непрощенная
вина
оказывает влияние
на
нашу
жизнь,
даже
если
мы
забыли
о
ней
и
никто
о
ней
не
узнал.
„Все
дело
в
декорации", -
думает
он.
Не
станет
ли жизнь
интереснее
и
привлекательнее,
если
позволить
себе
то
или
другое?
Что
за
жизнь
без
придающей
ей
пикантность
греховной
приправы,
которая
как
раз
и
делает
ее интересной?
Так
черное
пятно
украшается
бумажными
цветами
различных
авантюр
и
греховных
приключений.
Человек
создает
свою
собственную
жизненную
философию,
в
которой
гармонично
сочетаются темные
и
светлые
стороны
жизни.
Грех
становится „гвоздем
программы".
„Я
же
в
конце
концов
мужчина", -
заявляет
человек,
сознательно
оправдывая свои
грехи...
Или,
например:
„Я
всего
лишь
слабая
женщина" -тоже
самооправдание.
Существует
немало
бумажных
цветов,
прикрывающих
черное
пятно:
„это
сделано
из
любви
к
детям"
или
„этого
потребовал интерес
дела".
Вопиющий
самообман.
Испытанный старый
метод:
смешать
добро
со
злом,
безбожное
с Божьим.
Многие
достигли
в
этом
деле
высокого мастерства.
Все
понимать,
все
прощать,
на
все смотреть
с
понимающей
улыбкой.
Наша
фантазия
работает
на
пределе
возможного,
когда
из
конкретного
греха
надо
сделать
что-то
само собой
разумеющееся.
Человек
купается
в
лучах
славы.
Он
увенчан
лаврами.
Флаги
развеваются,
вокруг
щелкают
фотоаппараты.
Народ
чествует
своего
героя.
Но
пьедестал,
на
котором
он
стоит, -
его
вина.
Ей он
обязан
своим
успехом
и
славой.
Однако
в
речи,
которая
вот-вот
прозвучит
в
его честь,
оратор
не
упомянет
слова
„вина".
Прозвучит восхваление
его
таланта
и
усердия.
Разразился
бы форменный
скандал,
если
бы
оратор
сказал,
например,
такое:
„Взгляните
на
этого
человека,
секрет
его
успеха
в
его
вине
перед
людьми
и
перед Богом".
Интересно,
помнит
ли
он
сам
те
годы,
когда
он делал
карьеру,
ни
с
кем
и
ни
с
чем
не
считаясь?
О хитростях,
к
которым
он
прибегал
ради
продвижения по
службе?
О
бездушных
многочисленных
отговорках:
„У
меня
не
хватает
времени...",
„Вы
должны меня
понять...",
„Я
тоже
не
всесилен...",
„Мне
предписано...",
„Я
же
не
благотворительное
общество..."
Равнодушие -
тоже
вина.
Успех,
в
основании
которого
лежит
грех, -
иллюзия.
Мир
полон
свидетельств тому.
Замечает
ли
он,
что
пьедестал
под
ним
уже
шатается?
Вина
объединяет -
вот
смысл
следующей
иллюстрации.
Наш
герой
нашел
себе
приятелей,
которые хлопают
его
по
плечу,
говоря:
„Все
не
так
уж
плохо...
Ты
отличный
парень..."
Под
этой
картинкой
можно
было
бы
написать:
„Общество
взаимопомощи
по
защите
от
укоров совести".
На
деле
же
вина
порождает
одиночество.
Некоторые
не
могут
пробыть
наедине
с
самим
собой и
часа.
А
если
и
остаются,
то
им
нужно
обязательно отвлечься.
Мысли,
чувства,
воспоминания
не
должны
омрачать
жизнь.
Люди
успешно
пользуются
для этого
телевизором
или
радио,
которые
включаются ранним
утром
и
выключаются
с
последним
сонным зевком.
В
обществе
товарищей
по
несчастью
легче
забыться,
и
каждый
ищет
кого-нибудь,
кто
помог
бы ему
стряхнуть
с
себя
чувство
вины.
„С
друзьями
и горе -
полгоря", -
говорит
пословица.
Но
было
бы опасным
заблуждением
считать,
что
и
разделенная вина
уменьшается
наполовину.
Нет,
моя
вина
на
мне,
и
разделить
ее
нельзя
ни
с
кем.
Тут
каждый
отвечает
сам
за
себя.
Солидарность
виновных
психологически
объяснима,
но
они
оказывают
друг
другу
медвежью
услугу.
Вина
разъединяет.
Наш
герой
на
одной
стороне,
на другой -
остальные
люди.
Черное
пятно
превращается
в
пропасть,
которая
разъединяет
семью,
товарищей
по
работе,
друзей.
Вина
разъединяет
втройне:
она
отдаляет
от
Бога,
от
других
людей
и,
наконец,
раздваивает
саму
личность.
Грех
отдаляет
от
Бога,
человек
живет
без Него.
Грех
проникает
в
самые
потайные
сферы
человеческого
существования.
Многие
от
природы
нелюдимы.
Но
часто
отчуждение
человека
от
общества порождается
виной.
„Между
нами
появилась
какая-то
преграда", -
вдруг
говорят
друг
другу
супруги.
Возникает
недоверие,
им
не
о
чем
говорить
друг
с другом,
и
вечера
становятся
скучными
и
странно длинными,
любовь
„заболевает".
Между
людьми пролегла
тень.
Так
бывает
не
только
между
супругами.
Всюду,
где
люди
имеют
общение,
где
столь важен
разговор
по
душам,
тень
вины
разъединяет.
Но
люди
не
могут
жить
в
изоляции.
Наше
духовное неблагополучие
отражается
на
окружающих.
Непрощенная
вина
одного
является
бременем
для
всего общества.
Человек
слишком
занят
собой,
чтобы
заботиться
о
других.
Отличный
парень!
Он
держит
свою
вину
на
вытянутой
руке:
„Смотрите,
на
что
я
способен!"
Судя
по всему,
его
друзья
восхищаются
им.
Лишь
один
из зрителей
смотрит
с
недоверием:
„Как
такой
маленький
человек
может
удержать
на
вытянутой
руке такую
тяжесть?
Тут
явно
какой-то
трюк..."
Фокус
вот в
чем:
„Я
не
обращаю
внимания
на
то,
что
говорят
о моей
вине, -
говорит
он. -
Я
не
страдаю
комплексом
неполноценности.
Не
стоит
делать
из
мухи
слона.
Пусть
этим
занимаются
другие -
я
принимаю
жизнь такой,
какая
она
есть..."
Значит
ли
это,
что
признание
своей
вины
характерно
для
людей
со
слабыми
нервами?
На
первый взгляд,
это
так.
На
самом
деле,
в
то
время,
как
одни ходят
по
земле
подавленные,
другие
шагают
по жизни
посмеиваясь.
Но
не
мое
понимание
и
не
мое
личное
моральное качество
делают
вину
виной.
Бог,
видящий
меня таким,
каков
я
есть,
раскрывает
суть
моей
вины.
Когда
начинает
говорить
Бог,
все
мои
теории
и понятия
разбиваются
в
пух
и
прах.
Моя
вина
определяется
моим
отношением
к
Богу,
а
не
моими мерками
или
мерками
моих
друзей.
Пусть
каждый прочтет
про
себя
десять
заповедей
и
Нагорную проповедь
и
после
этого
посмотрит,
удержит
ли
он всю
тяжесть
вины
на
вытянутой
руке.
Вина
стала
непосильным
грузом.
Одной
рукой
ее уже
не
поднять!
Эта
картинка,
что
и
говорить,
невеселая,
но
на
ней
отчетливо
видна
истина:
человек несет
свою
вину,
она
его
бремя.
Это
не
просто случайная
неудача,
не
просто
чужой
укор,
который,
наверное,
каждый
носит
в
своей
душе.
„Вся
голова
в язвах,
и
все
сердце
исчахло" -
сказано
в
Библии.
Наши
попытки
освободиться
от
вины
собственными силами
безуспешны!
Вина
лежит
на
нас,
и
мы
поступаем
правильно,
признавая
эту
суровую
истину.
Ведь
мы
имеем
дело
с
Богом,
который
говорит:
„...ты
грехами
твоими
затруднял
Меня,
беззакониями твоими
отягощал
Меня.
Я,
Я
Сам
изглаживаю
преступления
твои
ради
Себя
Самого
и
грехов
твоих
не помяну".
Бог,
подобно
рабу,
взвалил
на
себя
нашу вину,
чтобы
освободить
нас
от
нее.
Действительно,
необычное
представление
о
Боге.
Бог
совсем
иной,
чем
мы
Его
себе
представляем.
Под нашу
вину
Он
подставляет
Свои
плечи,
ожидая
от нас
взамен
лишь
полного
доверия
Ему.
На
лице
этого
человека
все
еще
написан
вопрос:
„Где
и
когда
я
смогу
избавиться
от
этой
ноши?"
Он
хотел
бы
избавиться
от
этого
тяжелого
груза:
но
как?
Может,
кто-нибудь
из
его
друзей
готов
переложить
его
на
себя?
Это
же
его
старые
приятели!
Когда-то
все
они
были
с
ним
вместе
там,
наверху.
А теперь
они
растерянно
стоят
перед
ним
и
ничем
не могут
ему
помочь.
Нет,
таким
образом
он
от
вины
не
избавится.
Тут
и лучшие
друзья
бессильны.
Люди
могут
понять
и простить,
но
не
могут
освободить
от
вины.
Есть
люди,
готовые
взять
на
себя
наказание
за
чужую
вину.
Ими руководит
самоотверженность,
но
виновные
таким образом
освободиться
от
своей
вины
все
равно
не могут.
Существуют
границы,
перешагнуть
которые невозможно.
Никто
не
может
освободить
брата
своего -
такие
попытки
безрезультатны.
Вина
всегда
имеет
отношение
к
Богу,
даже
если ты
виноват
только
перед
ближним
твоим.
Посягая
на ближнего,
посягаешь
на
самого
Бога,
так
как
ближний
твой
любим
Господом.
Это
было
две
тысячи
лет
тому
назад
на
реке
Иордан.
Люди
пришли
со
своими
грехами,
желая
освободиться
от
них.
Горы
согрешений
принесли
они
к Иордану.
Человек
в
реке,
Иоанн
Креститель,
простер свою
руку
и
указал
на
Одного
из
стоящих
на
берегу:
„Вот
Агнец
Божий,
Который
берет
на
Себя
грех мира".
Один
пришел
для
всех,
чтобы
освободить
нас от
бремени
нашего.
С
тех
пор
на
Земле
есть
люди,
которые,
подобно
Иоанну
Крестителю,
тоже
указывают
на
Того
Агнца
Божьего.
О,
если
бы
мы
только пожелали
освободиться
от
грехов
наших!
Сколько радости
получили
бы
мы
в
обретенной
свободе!
Нет,
не
так!
Даже
если
это
и
самый
излюбленный способ
самоуспокоения -
сваливание
своей
вины
на других.
Этот
метод
стар,
как
мир.
Адам
пытался переложить
свою
вину
на
Еву.
В
его
словах
слышен даже
укор
Богу:
„Жена,
которую
Ты
мне
дал,
она дала
мне
от
дерева,
и
я
ел".
Ева
перекладывает
вину дальше:
„Змей
обольстил
меня,
и
я
ела".
Есть
и современные
варианты
этого
метода:
-
Если
бы у
меня были
другие
родители...
-
Если
бы мой
друг не
покинул
меня...
-
Таков
был приказ.
Мне ничего
не оставалось,
как только
подчиниться.
-
Это
входило
в
обязанности
другого
отдела...
Или
даже так:
-
Почему
Господь
создал
меня таким?
Так
личная
вина
перекладывается
на
Бога.
Это самая
ужасная
из
всех
попыток
самооправдания.
В
Нагорной
проповеди
Христос
сказал:
„Не
судите,
да
не
судимы
будете,
ибо
каким
судом
судите,
таким будете
судимы;
и
какою
мерою
мерите,
такою
и
вам будут
мерить".
Бог
судит
нас
той
мерой,
которой
мы осуждаем
брата
своего.
Осуждение
ближнего
есть попытка
самооправдания.
Тот,
кто
самовольно
наделяет
себя
полномочиями
судьи,
садится
сам
на скамью
подсудимых.
У
него
наметанный
глаз -
видеть
вину
другого.
Мы от
природы
„детективы"
и
охотно
суем
свой
нос
в чужую
жизнь.
Мы
не
нуждаемся
для
этого
ни
в
подслушивающем
устройстве,
ни
в
скрытой
камере.
Нашей
интуиции,
натренированной
личной
греховностью,
вполне
достаточно.
И
вот
мы
уже
указываем пальцем:
„Да
разве
так
можно?!
Да
ведь
это
же..."
О,
какое
заманчивое
занятие!
Ведь
чем
полнее
раскрывается
согрешение
другого,
тем
выше
положение наблюдателя.
Чем
сильнее
провинность,
тем
больше полномочий
у
„прокурора".
Воистину,
нет
более
унижающего
достоинство
человека
занятия.
Однако
как целые
народы,
так
и
отдельные
личности
осуждают кого
угодно,
только
не
самих
себя.
Почему
с
таким удовольствием
читаются
сообщения
под
рубрикой
„Из
зала
суда"?
Да
потому
что
они
так
успокаивающе действуют
на
совесть
„рядовых"
грешников!
Недаром
Иисус
обличал
лицемеров:
„И
что
ты
смотришь на
сучок
в
глазе
брата
твоего,
а
бревна
в
глазе
твоем не
чувствуешь?"
Лицемер -
плохой
помощник
„брату,
в
глазу
у
которого
сучок".
„Вынь
прежде
бревно
из
твоего
глаза
и тогда
увидишь,
как
вынуть
сучок
из
глаза
брата твоего", -
говорит
Христос.
На
этой
иллюстрации
мы
видим,
что
вина
прибита гвоздем
к
дереву.
Наш
герой
вообще
исчез
из
поля зрения,
он
не
имеет
больше
никакого
отношения
к черному
пятну.
Вина
„распята" -
говорит
это
изображение.
Она
перенесена
с
нас
на
Крест.
Иисус
Христос
взял
наше
бремя
на
Себя
и
освободил
всех
от
греха.
То,
что
ни
один человек
не
может
сделать
для
другого,
Он
сделал для
всех
нас:
„Наказание
мира
нашего
было
на
Нем,
и
ранами
Его
мы
исцелились", -
говорит
Библия.
Он освобождает
всех,
кто
слышит
Его
и
обращается
к Нему.
Не
только
освобождение
отягченной
грехами
совести,
но
оправдание
перед
Богом
и
примирение
с Ним -
Его
дар.
И
становится
очевидной
постыдность наших
прежних
попыток
умалить
вину,
свалить
ее
на другого
или
простить
ее
самому
себе.
Мы
еще
пытаемся
собственными
силами
освободиться
от
вины,
забывая
о
том,
что
она
уже
искуплена
Иисусом.
Но
что,
если
человек
не
в
силах
поверить,
что
он
и вправду
прощен?
Что
прощение
действительно
как для
каждого
отдельно
взятого
греха,
так
и
для
всех грехов
в
совокупности -
раз
и
навсегда?
Что
делать,
если
он
опять
согрешит?
Тогда
он
должен
прийти
со
своею
ношею
к
другому
освобожденному
от
греха
человеку
и
в
его
присутствии
передать ее
Богу.
„Признавайтесь
друг
пред
другом
в
проступках,.. -
говорит
Библия, -
чтобы
исцелиться".
Многие испытывают
страх
перед
исповедью,
но
она
содействует
прощению.
Нам
в
нашей
беде
кто-то
хочет помочь.
Исповедь
сама
по
себе
не
есть
прощение,
а только
помощь
на
пути
к
нему.
Обстоятельства
могут быть
настолько
сложными,
что
в
одиночку
очень трудно
бывает
найти
выход
из
положения
или
принять
правильное
решение.
Плохой
совет
желающим
освободиться
от
вины.
Человек
поделил
свое
бремя
на
две
части.
С
готовностью
отдает
он
большую
часть,
а
за
спиной
прячет другую,
меньшую.
Это
не
прежнее
легкомысленное
отношение
ко
греху.
Происходящее
куда
более
опасно.
Человек
решил
признать
не
всю
вину,
а
лишь часть
ее,
причем
по
собственному
усмотрению.
Он утаил
„нечто",
самое
излюбленное,
с
чем
ему
никак не
хочется
расставаться,
от
чего
он
отказаться
не
в силах;
или
же
нечто
кажется
ему
столь
постыдным,
что
он
не
хочет
в
этом
признаться.
Образно
говоря,
он
не
хочет
открыть
код
своего
личного
„сейфа".
Так в
жизни
человека
это
тайное
„нечто"
остается
черным
пятном.
Неисчислимое
множество
людей
терпят крушение
именно
по
этой
причине.
Они
хотят
принадлежать
Христу,
Его
зов
их
достиг,
и
истина
Его
убедила
их.
Но...
одно
укромное
место
своего
бытия
они хотят
сохранить
лишь
для
себя.
Иисус
же
требователен,
ибо
Он
великодушен.
Он многого
ожидает
от
нас,
потому
что
дает
нам
все.
Бог не
дарует
свободы
и
мира
сердцу,
не
до
конца
очищенному
от
греха.
Приглашающий
Его
в
дом
своей жизни
должен
распахнуть
Ему
все
двери.
Море
глубоко,
и
в
нем
навсегда
исчезает
ноша
греха -
человек
стал
свободным.
Пророк
Михей
принял участие
в
создании
этого
рисунка:
идея
взята
из
его пророчества:
„Он
опять
умилосердится
над
нами,
изгладит
беззакония
наши.
Ты
ввергнешь
в
пучину морскую
все
грехи
наши".
Слово
это
исполнено
ожидания
и
надежды.
Обращенное
в
будущее
слово
это
сбылось.
Иисус Христос
умер
за
всех.
В
Его
смерти
прощение
для всех,
кто
верует.
„Кровь
Иисуса
Христа,
Сына
Его,
очищает
нас
от
всякого
греха...
Если
исповедуем грехи
наши,
то
Он,
будучи
верен
и
праведен,
простит нам
грехи
наши
и
очистит
нас
от
всякой
неправды", -говорит
Библия.
И
Сам
Христос
сказал:
„Ибо
так
возлюбил
Бог
мир,
что
отдал
Сына
Своего
Единородного,
дабы
всякий
верующий
в
Него,
не погиб,
но
имел
жизнь
вечную".
Конец
|