Европа
опять в рождественском сиянии. Дома и целые улицы опутаны
гирляндами многоцветных лампочек, елочные базары придают городам
колорит хвойных перелесков.
Сам вопрос: "Что же празднуется? ", звучит просто кощунственно -
конечно, Рождество Христово.
Между тем взглянем в историю. В 274 году римский император
Аврелиан, возведя культ персидского бога света Митры в
государственную религию, объявил 25 декабря, предполагаемую дату
зимнего солнцеворота, "Днем рождения непобедимого солнца".
Христиане категорически отвергали поклонение Митре, но,
благоразумно оценив соотношение сил, в конфликт не вступили,
назвав 25 декабря "Днем рождения Бога", без уточнений, о ком
идет речь. Кстати, в Польше Рождество называется и поныне этим
термином.
В
IV
веке новой государственной религией в Римской империи стало
христианство, и в следующем столетии папа Лев I с триумфом
провозгласил: "Мы празднуем 25 декабря не рождение солнца, а
рождение Того, кто создал солнце". Похожий плавный переход из
праздника в праздник произошел и при христианизации в X веке
ряда северных народов.
По существу для праздника Рождества сам факт конкретной даты
рождения Христа не играет никакой роли. Тем более согласно
Библии нельзя утверждать, что Он родился зимой.
В Священном Писании слово "рождество" упоминается единственный
раз. "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его
с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она
имеет во чреве от Духа святого" (Мат. 1: 18). В Евангелии от
Луки (2: 8, 10-11) содержатся дополнительные сведения: "В той
стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у
стада своего... И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам
великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам,
в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь".
Но в ту пору пастухи охраняли стада овец только весной, когда
шел окот, в остальное же время они паслись свободно. И 25
декабря принято чаще всего считать символической датой рождения
Иисуса, как бы возвещающего в этот момент с увеличением
продолжительности светлого времени суток начало новой жизни. Все
эти обстоятельства, разумеется, никак не умаляют величия Господа
и притягательную силу Рождества для всех христиан. Значение
именно даты 25 декабря не колеблет и тот факт, что
рождественская церемония начинается, скажем, в Германии накануне
- в Святой вечер. По германским и еврейским обычаям день вообще
исчисляется уже с наступающей ночи.
Пожалуй, ныне одна из главных традиций Рождества - подарки
детям, но это позаимствовано из ранее возникшего праздника
Святого Николауса, который отмечается 6 декабря с меньшим, чем в
старину, размахом и в настоящее время. Эта личность реальная,
Николаус служил в IV веке священником в поселении Мира, что в
150 километрах западнее Анталии, но его чудеса относятся к
разряду легенд. Две из них сделали священника наиболее известным
в народе.
Одна легенда повествует о том, что он подарил трем бедным
девушкам, которые собрались от отчаяния в бордель, три золотых
яблока с тем, чтобы они могли справить себе приданое и выйти
замуж. Другая легенда рассказывает о жесточайшем мяснике,
который убил трех подростков, засолил их мясо и поставил на
обеденный стол перед Николаусом. Священник немедленно разоблачил
злодея и вернул детей к жизни. Благодаря этим мифическим чудесам
Николаус вошел в историю как добряк, защищающий детей и
приносящий им щедрые дары.
Поскольку в период Реформации протестанты не признавали
католических святых, Николаус как бы ушел в тень. На первый план
выдвинулся "Христос-младенец". С течением времени Николаус в
измененной форме перекочевал из "своего дня" в Рождество и
именуется теперь Санта-Клаусом.
Некоторая неурядица с "дароносителями" типична. В Голландии этим
на Рождество занимается Sinterklass (вроде Николауса), в Мексике
- El Nino (вроде Христа-младенца), в Дании, кроме Julemand,
одаривают детей и гномы. Все эти персонажи с давних веков слыли
хранителями сокровищ, а потому носили островерхие колпаки
белого, как и их одеяния, цвета. Привычный в наши дни красный
появился только в 1931 году благодаря художнику, который создал
знаменитую рекламную картинку для "Кока-колы". Цвета и оттенки
меняются, нет святой привязанности на Рождество и к некогда
обязательной индейке. Устраивают в Европе праздничный стол по
вкусам детей и родителей, по семейному достатку, ибо Рождество
остается святым семейным праздником, с благодарным преклонением
перед Господом, со светом любви к ближним, к которым, по
христианскому учению, относятся не только те, кто рядом с нами,
но и те, которые нуждаются в нашей помощи.
Ибо заповедал Иисус Христос, имя которого в рождественские дни у
всех на устах с особым благоволением:
"Кто презирает ближнего
своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен" (Пр.14:
21).
Газета "Русский курьер" 26 декабря 2005 г.
|